Май 2024

Пятница 03 Май 2024

Николай Солоницын PDF Печать Написать письмо
Написано Administrator
03.05.24 13:46

Николай Анатольевич Солоницын

 

В деревне Зотово Тоншаевского района до сих пор живут потомки Захара Солоницына. Правда, всего один человек.

Живут в потомках Захара не только неординарность и талант. Тяга к краеведению — это тоже, видно, наследственное. Наш современник, житель нашего поселка Николай Анатольевич Солоницын тоже однажды решил заняться историей: родной деревни Зотово и своего рода. Не просто так решил, а по завещанию отца, который по крупицам собирал сведения, записывал воспоминания родственников-односельчан. На смертном одре он просил сына не бросать это дело. И Николай Анатольевич в конце 1990‑х — начале 2000‑х ездил в Кировский архив, изучал метрики и составил свою родословную аж с 1613 года, то есть не от Захара, а еще глубже копнул. Он, кстати, доказал, что отчество у летописца было Сергеевич, а не Степанович, как именуют его Дементьев-Бармин и Березин.

Солоницын Николай Анатольевич. Родился 30 августа 1958 года в д. Зотово Тоншаевского района Горьковской области. Краевед, педагог.

В 1975 году получил среднее образование, окончив Шайгинскую среднюю школу. В 1985 году окончил Горьковский сельскохозяйственный институт и получил специальность инженера-механика сельскохозяйственного производства. Начал работать в колхозе, но в Тоншаевском СПТУ не хватало преподавателя спецдисциплин, перевёлся в училище, где отработал девять лет. В Тоншаевской муниципальной средней школе возобновились курсы трактористов и шоферов, но была потребность в преподавателях. Николай Анатольевич перевёлся в школу, где работал преподавателем курсов в 1995-2005 годах. После закрытия курсов стал работать в школе преподавателем технологии и исторического краеведения и педагогом дополнительного образования в Тоншаевском районном Центре детского творчества, где руководил кружками «Историческое краеведение» и «Юный музеевед». В школьные годы у Николая Анатольевича проявился интерес к всемирной истории, истории России и истории родного края, который привили замечательные учителя истории Галина Михайловна Седова и Владимир Александрович Красовский, а также его отец – Анатолий Петрович. В 2013 году по выходу на педагогическую пенсию уволился из школы и Центра детского творчества и продолжил заниматься краеведческой работой. Поддерживал связь с некоторыми писателями-краеведами нашей и Кировской области, с руководителем Нижегородского регионального общественного фонда деятелей культуры Галиной Владимировной Филимоновой. С 2013 года участвовал в районных Краеведческих чтениях, организуемых Межпоселенческой Централизованной библиотечной системой. Приглашался на Епархиальные Рождественские образовательные чтения на съездах краеведов Городецко-Ветлужского общества сакрального краеведения им. П.И. Мельникова (Печёрского). В 2018 году епископ Городецкий и Ветлужский Августин вручил Благодарственное письмо и ценные подарки за активную краеведческую деятельность и труды по изучению и пропаганде духовного наследия рода Солоницыных. Давал интервью районной газете и Нижегородской митрополии, нижегородскому телевидению. К настоящему времени издал: книгу-трилогию об истории деревни Зотово и колхоза (СПК) им. Кирова. Написал книги по истории Заветлужья и районного спорта. Ранее изданную книгу «Летописец и его потомки» (Жизнь и творчество летописца Захара Солоницына и его потомков XIXв. - начало XXIв.) краеведческий очерк доработал и переиздал.

Николай Анатольевич собрал много исторического материала о личности Захара, об истории рода Солоницыных и деревни Зотово с самого ее основания и до наших дней. Не одну книгу издать можно. Но вот последние главы, наверное, будут невеселыми. Умирает деревня, где одним из первых поселенцев был Захар Сергеевич. Всего один житель остался -Безденежных Виталий Александрович. А ведь когда в 2003 году в Зотове отмечали 180‑летие деревни, жилых домов было еще пятнадцать. 31 августа, на Флора и Лавра, съехалась в деревню родня. Чтоб и порадоваться, и попеть, и поплакать…Тогда же был открыт своеобразный памятник деревне и Захару Сергеевичу Солоницыну. Это не бронзовый монумент, а памятная доска на стене крепкого деревянного сруба — кельи. В такой же, наверное, молился и создавал свои произведения автор «Ковчега Ветлужской старины», летописец суровой и прекрасной земли.

Книги, написанные Николаем Анатольевичем Солоницыным

 

Творческий путь краеведа Солоницына Николая Анатольевича

Николай Солоницын - краеведческий очерк

Интервью с Н.А. Солоницыным

Рекомендательный список литературы Н. Солоницын

 

Read more
Последнее обновление ( 06.05.24 11:48 )

Деревня Зотово PDF Печать Написать письмо
Написано Administrator
03.05.24 13:29

Деревня Зотово. (фильмы Шут И. 2023 год)

Read more
Последнее обновление ( 03.05.24 13:46 )

Анатолий Солоницын PDF Печать Написать письмо
Написано Administrator
03.05.24 13:22

«Странствия актера»

Я свеча, я сгорел на ветру.

Соберите мой воск поутру.

И покажет вам эта страница

Как вам плакать и чем вам гордиться,

Как веселья последнюю треть

Раздарить и легко умереть.

И  под сенью случайного крова

Загореться посмертно, как слово

Арсений Тарковский.

 

Анатолий Солоницын – известный актер советского кино. Он снимался в фильмах, которые вошли в Золотой фонд кинематографии СССР. Невероятно талантливый, всегда творчески настроенный артист снимался у самых звездных, именитых и культовых режиссеров того времени.

Родился Анатолий Солоницын в 1934 году в небольшом городке Богородске, Горьковской области (ныне Нижегородской).

Анатолий Солоницын при рождении получил имя Отто. По воспоминаниям Алексея Солоницына, младшего брата Анатолия – «Отец наш в юности своей был человеком романтическим. В те дни, когда имена героев челюскинской эпопеи были у всех на устах, в нашей семье родился первенец. Именем научного руководителя экспедиции Отто Юльевича Шмидта отец решил назвать своего сына. Но, когда началась война, мы, дети военного поколения, стали иначе воспринимать немецкие имена. Вот почему еще в детстве брат переменил свое имя Отто на Анатолий. И с этим все в нашем доме согласились».

Художественной самодеятельностью Анатолий увлекся в городе Фрунзе, куда перевели отца. В новом городе Анатолий идет в 9-й класс и активно занимается в театральном кружке.

Путь Солоницына в профессию был труден. В ГИТИС он поступал трижды и каждый раз срезался на третьем туре. После первого провала Анатолий Солоницын завербовался рабочим в геологическую партию. Но там его элементарно обманули. И домой, без копейки в кармане, сотни километров, он добирался на перекладных, а по большей части пешком. На следующий год он отправился корчевать пни в болотах Ивановской области, где серьезно подорвал здоровье. А после третье неудачи прислушался к совету брата, который к тому времени перебрался в Свердловск, приехал туда и поступил в актерскую студию при театре.

В 1964 году глава семьи Солоницыных получил объемистое письмо от краеведа Горьковской области Павла Березина. В письме был очерк о Захаре Солоницыне. Так само собой получилось, что в семье актера узнали об одном из колоритнейших пращуров. И как это ни странно судьба его отозвалась в судьбе актера Анатолия Солоницына. Ни во время учебы, ни во время работы ничего о своем предке они не знали. Но к тому времени, когда Анатолий на свой страх и риск собрался ехать в Москву, на первую в своей жизни кинопробу, отец как раз и прислал ему очерк о пращуре, чтобы поддержать сына.   Анатолий никому не рассказывал об этом, кроме своего брата в последние дни жизни.

 «Я бы не поехал… Я бы не стал мучить себя …  Но я поверил, что играть великого русского иконописца должен именно я. Потому что у кого же еще из актеров есть такой предок, как Захар Солоницын? Они увидели, что не самолюбие привело меня на съемочную площадку, а что-то другое… Что-то такое, о чем они не знали, а лишь догадывались. Когда они смотрели на меня, ими овладело беспокойство… И только потом они поняли, что эта роль – моя…»

Много позже прославленный режиссер вспоминал, что пришел какой-то сумасшедший: «Сделайте фотопробу!» – и исчез. Режиссер Андрей Тарковский был в растерянности. С одной стороны, чутьем художника он понимал, что в лице невесть откуда взявшегося провинциала он наконец-то обретает того самого исполнителя роли Рублева, которого он так долго искал. С другой стороны, пробы прошли два десятка опытнейших актеров, и уже был практически утвержден Станислав Любшин. И тогда режиссёр пошел на неординарный шаг: пригласил к себе историков и реставраторов, специализирующихся на древнерусском искусстве, и, разложив перед ними фотографии актеров, с кинопроб на роль Рублева, попросил сделать выбор. Все указали на Солоницына. Почему? Бог знает. Рублев не был светским живописцем и не писал автопортретов, поэтому никому не известно, как он выглядел. Значит, было что-то такое в лице актера, в прозрачности глаз, в энергетике, унаследованной, возможно, от Захара…

 Эту фотографию актер хранил всю свою жизнь. И именно она запечатлена в мраморе на памятной доске в Богородске.

Сюжет фильма: Русь начала XV века. Страну раздирают княжеские междоусобицы. Набеги татар, голод и мор преследуют народ… В эту трагическую эпоху появляется на Руси великий живописец, жизни и творчеству которого посвящен фильм.Сведения об Андрее Рублеве скудны и отрывочны. Лишь немногие творения гениального мастера дошли до нас. Авторы фильма стремились воссоздать духовный мир живописца. Лента «Андрей Рублёв» высоко ценится российским кинематографическим сообществом. Когда в 2008 году журнал «Сеанс» предложил кинодеятелям России выбрать десять лучших национальных фильмов, 43 из 100 опрошенных экспертов включили в свои списки картину Тарковского.

Фильм о древнерусском художнике получил широкое признание и за рубежом. В 2012 году из 846 опрошенных британскимжурналом о кино (Sight & Sound) кинокритиков 41 включили «Рублёва» в лучшую десятку фильмов в истории кино (итоговое 27-е место), из 358 режиссёров 25 упомянули в числе лучших «Рублёва» (13-е место в итоговом списке).

Анатолия Солоницына открыл большому кино Андрей Тарковский. Режиссер снимал актера во всех своих фильмах. Это был удивительный симбиоз актера и режиссера. Вспоминает брат Анатолия Алексей: «Тарковский собирался делать телевизионную версию «Идиота». Там был сквозной персонаж – рассказчик. То есть сам Достоевский. И вот во время одного из разговоров с Тарковским Толя говорит, что так хотел бы сыграть эту роль, что даже готов сделать пластическую операцию, чтобы больше походить на Федора Михайловича. «Ты с ума сошел, - замахал руками Андрей. С лицом Достоевского ты больше ни одной роли сыграть не сможешь!» - «Ну и пусть, - ответил ему Толя. – Если я сыграю Достоевского, зачем еще что-то играть!». В финальном эпизоде «Андрея Рублева» главный герой прерывает обет молчания, длившийся многие годы. Тарковский хотел, чтобы первые фразы Рублев произносил надтреснутым, старческим голосом. Так, по его мнению, должен говорить человек, отвыкший от звука собственной речи. И он предложил Солоницыну попытаться некоторое время помолчать. Вообще. Ни дома, ни по телефону, ни в транспорте – ни слова. И актер замолчал. Неделями он объяснялся только знаками. А за несколько дней до съемок стянул горло шарфом, чтобы голосовые связки были заблокированы. И, как потом сказал врач, это могло привести к потере голоса. Зато Тарковский получил, что хотел…».

Лучшими работами можно назвать также роль  комиссара Евстрюкова в фильме  Глеба Панфилова «В огне брода нет», роль в картине Никиты Михалкова «Свой среди чужих».Главная роль - Василий Антонович Сарычев,  председатель губисполкома

         Замечательно сыграл он у Ларисы Шепитько в «Восхождении»,военной драме по повести Василя Быкова «Сотников», роль следователя на службе у фашистов, и у Алексея Германа в «Проверке на дорогах», роль   майора Петушкова.

Прекрасны были исполненные им роли в «Анютиной дороге», роль начальника продотряда,  и в Герасимовском «Любить человека», где он сыграл главную роль архитектора Калмыкова.

 

Последняя значительная роль

Анатолий Солоницын, биография которого в эти годы была насыщена любимой работой и любовью, на здоровье свое не обращал особого внимания. О степени запущенности болезни узнали случайно.

В 1981 году он снимался у В. Абдрашидова в картине «Остановился поезд». По сюжету его герой журналист Малинин едет на лошади. Актер, не удержавшись в седле, при падении сильно ушиб грудь. В больнице при осмотре обнаруживают рак легких, а в Первом медицинском институте, куда актер был срочно доставлен, обнаружили, что метастазы распространились уже и на позвоночник, и процесс остановить невозможно. Операцию ему делали лучшие хирурги, перепробовали все: целителей, какие-то универсальные снадобья. Работа в этом фильме становится последней значительной киноролью. В этом же 1981 году А. Солоницын получает звание Заслуженного артиста РСФСР.

Последние дни жизни актер провел, записывая на катушечный магнитофон свои мысли о кино, религии, друзьях. Он умер 11 июня 1982 года. Ему было всего 47 лет.  Похоронен на Ваганьковском кладбище.

  Роли  в кино

1982 Остановился поезд : Малинин - главная роль
1981 Шляпа : отчим Ани
1981 Тайна записной книжки : Мартын Мартыныч
1981 Раскиданное гнездо : Незнакомый странник
1981 Мужики!.. : отец Павлика
1981 Великая судьба : Бакич
1980 Таинственный старик : Кондратий Фаддеич
1980 Сергей Иванович уходит на пенсию : Владимир Васильевич
1980 Из жизни отдыхающих : Толик Чикин
1980 Двадцать шесть дней из жизни Достоевского : Фёдор Михайлович Достоевский
1980 Бумеранг (короткометражный) :: Маклейн
1979 Телохранитель :: Султан-Назар
1979 Сталкер :: Писатель
1978 Трасса | Direction | Trasa (СССР, Чехословакия) :: Лев Николаевич Сливин
1978 Предвещает победу :: Виктор Вершинин :: главная роль
1978 Поворот :: Константин Королев
1977 Юлия Вревская | Yuliya Vrevskaya | Юлия Вревска (Болгария, СССР) :: доктор Павлов
1977 Сумка инкассатора :: Иван Тимофеевич
1977 А у нас была тишина... :: Петруха
1976 Пока стоят горы... :: следователь
1976 Легенда о Тиле :: Рыбник
1976 Восхождение :: Павел Гаврилович Портнов
1975 Там, за горизонтом :: Бочажников
1975 Память :: врач
1975 Между небом и землёй :: Орлов
1975 Когда дрожит земля
1975 Доверие | Luottamus :: Бочажников
1975 Воздухоплаватель :: Анри Фарман
1975 Агония
 :: муж баронессы, полковник
1974 Свой среди чужих, чужой среди своих :: Сарычев Василий Антонович
1974 Последний день зимы :: Михаил Соловцов
1974 Под каменным небом | Under en steinhimmel (Норвегия, СССР) :: Хофмайер
1974 Наследники :: Алексей Фёдорович Быстров
1974 Моё поколение (фильм-спектакль)
1974 Зеркало :: судебный врач и прохожий
1973 Зарубки на память :: Ромус Чербану
1972 Солярис :: Сарториус
1972 Принц и нищий :: Лорд Сент-Джон
1972 Любить человека :: Дмитрий Андреевич Калмыков :: главная роль
1972 Гроссмейстер :: отец Сергея Хлебникова
1971 Проверка на дорогах :: Игорь Леонидович Петушков :: главная роль
1970 В лазоревой степи (киноальманах) :: Игнат Крамсков
1968 Один шанс из тысячи :: капитан Мигунько :: главная роль
1967 В огне брода нет :: Иван Евстрюков
1967 Анютина дорога :: начальник продотряда
1966-1969 Андрей Рублёв :: Андрей Рублёв :: главная роль

1963 Дело Курта Клаузевица (короткометражный) :: Курт Клаузевиц

 

Награды

  • Приз  международной ассоциации  критиков (ФИПРЕССИ)  МКФ в Канне-69 (фильм демонстрировался вне конкурса). Победитель каннского фестиваля.

 

Read more
Последнее обновление ( 03.05.24 13:28 )

Алексей Солоницын PDF Печать Написать письмо
Написано Administrator
03.05.24 13:14

«Я родился в Богородске, недалеко от Нижнего Новгорода, вырос в городе мамы Саратове, и мне хотелось вернуться на Волгу, в город моего детства и отрочества», – так пишет в новом своем романе «Самарское знамя» Алексей Алексеевич.

Многогранный русский художник: писатель, кинодраматург, сценарист, публицист, – он закончил факультет журналистики Уральского государственного университета, студентом дебютировал на страницах «Уральского следопыта». А потом:

– Я начинал работать в молодежных газетах сначала Риги, потом Калининграда, куда меня позвал друг по студенческой скамье. В Калининграде базировалась китобойная флотилия «Юрий Долгорукий», и мы намеревались устроиться на нее кем угодно. Но годы шли, а меня не пускали не только в китобойку, но и на другие рыболовецкие суда. Я оказался «невыездным» из-за своих неосмотрительных поступков и высказываний… Самара вошла в мою жизнь 50 лет тому назад. Я был молод, полон сил и влюблен.

Нас с женой поселили в центре города, в комнате над хлебным магазином… В те годы по первой книжке рассказов я уже был принят в члены Союза писателей СССР, что означало признание меня как профессионального писателя... Но я все же пошел на кинохронику – это давало мне возможность ездить, много видеть, не превратиться «в кабинетного работника». Зона Поволжской студии кинохроники тогда простиралась от Кирова до Астрахани, и я с удовольствием ездил в командировки, много повидав и испытав. В 1986–1988 годах Алексей Солоницын избирается 1-м секретарём Правления Поволжского отделения Союза кинематографистов России.

В 2000–2006 годах он избранный Председатель правления регионального общественного движения «Самара православная». Алексей Алексеевич – автор книг публицистики и прозы, переведенной на иностранные языки. Многие его произведения обращены к русской истории, к поискам истоков духовности, утраченной в канун русских революций. Одновременно он активно работал в кинодокументалистике.

 По сценариям и книгам Солоницына сняты десятки фильмов, отмеченных премиями Всесоюзных, всероссийских и международных кинофестивалей, в том числе «Золотой витязь». Его литературная деятельность увенчана дипломами лауреата Всероссийских премий: имени Серафима Саровского, имени Ивана Ильина, имени Александра Невского и творческого конкурса имени Эдуарда Кондратова.

С миром художественного кино Алексей Солоницын связан непосредственно через своего старшего брата Анатолия. Великий актер, любимец Андрея Тарковского, Солоницын - старший, начиная с «Андрея Рублева», исполнил главные роли в большинстве фильмов великого режиссера. А младший брат Алексей частенько был первым зрителем, с реакцией которого Анатолий сверял степень своей «готовности» войти в образ. Незабываемые встречи с кумирами советского кино впоследствии легли в основу книг Алексея Алексеевича, равно талантливых и в художественном плане, и с точки зрения киноведа. Среди них выделяются многократно переизданная «Повесть о старшем брате» и совершенно новая работа «”Андрей Рублев”. Жизнь и судьба киношедевра». В ней Алексей Солоницын новаторски затрагивает никем не освещенную тему православных мотивов в творчестве Тарковского.

В Самару писатель попал случайно: куйбышевский режиссер Петр Монастырский пригласил его любимую супругу, актрису Раису Лунёву, «в хороший театр, да еще на роль в спектакль по самому моему любимому роману». В 2003 году Раисы не стало, в 2006-м паралич обездвижил правую половину тела писателя.

Однако Солоницын не просто выжил, он творит еще неистовей. И знает причину: «Душа Самары для меня открылась с годами... И год за годом, по мере того, как я все больше узнавал людей Самары, узнавал их беды и радости, все более проникался я духом самой Самары. Я не склонен идеализировать мой город. Все здесь есть, что характерно для нашей страны. Но это город, в котором, как и во всей России, важнее всего любовь. С этим чувством я вошел в этот город полвека назад. С этим чувством живу и сейчас».

Алексей и Анатолий Солоницыны родились в г. Богородске Горьковской области. После войны, в 1945-м семья переехала в Саратов, на родину матери Алексея и Анатолия. Потом Алексей учился в Свердловске, где закончил факультет журналистики.

В 25 лет, сразу после окончания университета, он поехал в Прибалтику и стал работать в Риге в редакции одной молодежной газеты. «Я стал тогда перепечатывать в нашей газетке «Один день Ивана Денисовича», за что был немедленно вызван «на ковер» и с должности заместителя редактора снят, — рассказывает Алексей Алексеевич. – В то время я начитался Хемингуэя и мечтал попасть на китобойную флотилию. Мне хотелось написать роман о рыбаках или о китобоях. Я ждал выхода в море, но не знал, что есть такое понятие «невыездной». А так как я диссидентствовал, я оказался как раз этим самым «невыездным». Меня то назначали на высокие должности, то резко снимали. Партийные товарищи объясняли это тем, что я, как они говорили, совершал «необдуманные поступки»».

В то время у Солоницына уже была семья, ребенок и волей-неволей приходилось думать о хлебе насущном. Он устроился на телевидение «внештатником» с испытательным сроком. Алексей Алексеевич писал рецензии, делал инсценировки. Спустя два года Солоницын стал главным редактором литературно-драматических программ.

А потом пришло время, когда Алексей Алексеевич понял, что ему нужно что-то совсем другое. Перемена взглядов на жизнь во многом произошла под влиянием Виктора Астафьева, которому Солоницын посылал свои рассказы и первую книгу. «Моя первая книжка вышла в 1967 году в Калининграде и называлась «До завтра», — рассказывает Алексей Алексеевич. – В ней я написал о жизни рыбаков, водителей, то есть, о жизни на берегу. О людях, переживающих внутренние драмы, о неустроенности, о внутреннем беспокойстве…Меня всегда интересовал человек, который стоит на пороге выбора, каких-то душевных испытаний».

Под влиянием Астафьева Солоницын понял, что надо ехать на родину и писать там, где родился и вырос. «Так как у меня отец – нижегородский, а мать – саратовская, я сказал своей супруге, что мы поедем или в Нижний, или в Саратов, — вспоминает писатель. – Но жена моя был актрисой. Ей надо было знать, в каком театре есть для нее роль. Оказалось, героиня нужна была в Самаре. Там супруге предложили в качестве дебюта роль Настасьи Филипповны в «Идиоте» Достоевского. Федор Михайлович – мой любимый писатель. Ну, как тут было не согласиться?! Когда в 1973 году мы приехали в Самару, выяснилось, что она очень похожа на Саратов. Моя судьба сложилась имеено в Самаре, здесь я сформировался, как писатель. Когда я стал писать повети и начал свой первый роман, то в качестве места действия выбрал подобный город на Волге, который назвал Кручинском».

Первый роман Алексея Солоницына «Звезда вечерняя» посвящен судьбе и светлой памяти брата Анатолия. «Очень многое в нем навеяно «Андреем Рублевым», судьбой Тарковского, его окружения, — поясняет Алексей Алексеевич. — В основе романа -судьба моего брата и моей супруги. Меня интересовал человек, задумывающийся о смысле жизни, человек, у которого растревожена совесть. Собственно, об этом и у Анатолия все роли и в театре, и в кино. «Звезда вечерняя» выдержала три издания. Роман включен и в двухтомник, изданный к моему 65-летию.

Один из самых значимых моментов в жизни Алексей Солоницына – поездка к брату на съемки «Андрея Рублева». «Тогда я ответил себе на вопрос, почему в нашей жизни все возвышенное и прекрасное связано с верой, — говорит Алексей Алексеевич. – Толя показал мне храм Покрова на Нерли. Это был совершенно незабываемый день. Мы шли по туристской тропе через луг. Я не понимал, куда ведет меня Анатолий, зачем? Ну, стоит на бугорке маленькая церквушка и стоит… Была осень, и освещение было такое великолепное, и вдруг я стал замечать, что церквушка у меня на глазах вырастает и становится все белее и белее. Я помню, что настолько был переполнен этой красотой и гармонией, что слезы невольно полились из глаз. И когда Анатолий увидел, что я заплакал, он радостно улыбнулся. Брат увидел, что я осознал это.

Вернувшись со съемок «Андрея Рублева», Алексей Солоницын стал ходить в храм. Приобщение к вере шло у него постепенно. Второй важной вехой на этом пути стало знакомство с владыкой Иоанном, который был тогда архиепископом Самарским и Сызранским. В историю он вошел как митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, хотя в Самаре прослужил почти 30, а в Петербурге только 5 лет. Встречи с ним очень многое открыли для Алексея Солоницына.

«Когда Толя готовился ехать в Москву на съемки «Андрея Рублева», наш отец получил из Таншаево Нижегородской области от местного краеведа очерк о нашем предке Захаре Степановиче Солоницыне, — рассказывает Алексей Солоницын. – Как оказалось, во второй половине XVIII века Захар был летописцем и иконописцем. И вот, промысел такой Господний, судьба нашего пращура аукнулась в судьбе Анатолия. Перед поездкой отец дал прочитать Анатолию этот очерк, чтобы поддержать сына. После этого брат укрепился духом, Анатолий поверил, что играть Рублева должен именно он.

Но перед поездкой брат ничего о своих мыслях не говорил и рассказал о них лишь спустя годы…»

Задумался о судьбе рода Солоницыных и Алексей Алексеевич. Вместе с отцом они очень мечтали съездить в деревню Зотово, где жил Захар Степанович, но этого сделать им так и не удалось. Когда Алексей Солоницын схоронил отца и мать, он все-таки выбрался в Зотово. Оказалось, что в этой деревне на территории Нижегородской области все жители — Солоницыны. «Представляете, целая деревня Солоницыных! — восхищенно говорит Алексей Алексеевич. – В местном музее есть экспозиция, связанная с Захаром Степановичем. Мой предок закончил Вятскую семинарию и увлекся масонскими идеями. У него был друг, некий Колокольников, который переписывался с самим Новиковым. Вскоре Колокольникова сослали, а заодно и Захара Степановича. Его буквально поселили в тайге. Дали топор и сказали: «Живи здесь. Выживешь — так выживешь, нет — так нет». Вместе с еще одним ссыльным они срубили домик. Самым ближайшим к ним поселком был Таншаево. И Захар Степанович прорубил в тайге тропу длиною в 5 верст к таншаевскому храму. Это было как бы актом покаяния за увлечение масонством. Тропа и по сей день называется «Захаровой тропой». Когда я об этом узнал, и мне показали ту самую тропу, я подумал: «Господи, да ведь это потрясающий образ! Вот она — дорога к храму. Захар масонскими идеями переболел, а потом ходил и замаливал свои грехи».

В Самару писатель попал случайно: куйбышевский режиссер Петр Монастырский пригласил его любимую супругу, актрису Раису Лунёву, «в хороший театр, да еще на роль в спектакль по самому моему любимому роману». В 2003 году Раисы не стало, в 2006-м паралич обездвижил правую половину тела писателя.

Однако Солоницын не просто выжил, он творит еще неистовей. И знает причину: «Душа Самары для меня открылась с годами... И год за годом, по мере того, как я все больше узнавал людей Самары, узнавал их беды и радости, все более проникался я духом самой Самары. Я не склонен идеализировать мой город. Все здесь есть, что характерно для нашей страны. Но это город, в котором, как и во всей России, важнее всего любовь. С этим чувством я вошел в этот город полвека назад. С этим чувством живу и сейчас».

 

 

 

Read more
Последнее обновление ( 03.05.24 13:20 )

Захар Солоницын PDF Печать Написать письмо
Написано Administrator
03.05.24 13:05

     Исторический очерк:Жизнь Захара Солоницына.

Есть люди, память о которых, несмотря на большие заслуги перед родным краем, как-то скоро теряется среди поколений, и народ совершенно забывает их имена. Но всякое дело человека на благо общества никогда не канет бесследно в вечность, чтобы не оставить свой след. И этот след, порой пролежав под спудом времени долгие годы, со временем всплывет на поверхность столетий, и благородный труд человека станет достоянием широкого круга общественности.

Об одном из таких людей нашего края, жившим около полутора столетий тому назад, хочется поведать.

В поисках материала по истории местного края, стало известно о существовании рукописи крестьянина починка Зотово Тоншаевского района Захара Степановича Солоницына.

Починок – ныне деревня Зотово – возник одним из первых при заселении на грани XVIIIи XIXстолетий русскими территории Тоншаевской волости (до 1922 года Ветлужского уезда, Костромской губернии), исстари населённой марийцами. Если учесть, что починками у нас назывались на первых порах вновь возникшие среди леса поселения, то, надо полагать, Захар Степанович был в числе первых новосёлов нынешней деревни Зотово.

Общеизвестно, что грамотные крестьяне в то далёкое время были большой редкостью, тем более, что первая школа в Тоншаевской волости была открыта только в 1843 году, потому личность крестьянина Захара Степановича, вдобавок ещё автора рукописи, крайне заинтересовала.

За давностью времени о Захаре Степановиче сохранились очень скупые сведения, но тем не менее в результате длительных поисков все же удалось до некоторой степени собрать хотя и небольшой, но заслуживающий материал о жизни автора рукописи, который, я полагаю, не может не представлять интереса для населения нашего края.

Починок Зотово, возникший около 200 лет тому назад, основан крестьянином Зотом Безденежных, именем которого он и был назван местным населением, а вскоре здесь же поселился и Захар Степанович со своими семью сыновьями, один из которых вскоре ушел в город, а второй умер. Оба новосела были выходцами из Касинской волости, бывшей Вятской губернии (ныне Кировская область).

По словам правнуков автора рукописи – братьев Алексея Ивановича, Николая Ивановича и Павла Ивановича Солоницыных, в семье их отца сохранились рассказы, передаваемые из поколения в поколение, что Захар Степанович был человеком хорошо грамотным. Доказательством этого служило большое количество оставшихся после него книг, которые хорошо помнят братья  в детстве, причем, часть книг была написана лично Захаром Степановичем ещё гусиным пером. Но сейчас никаких книг у них не сохранилось, как не сохранилось и у других потомков Солоницыных в деревне. Говорили, что большая часть книг была взята духовенством села Тоншаево.

Павел Иванович показывал сохранившийся в его доме портрет автора рукописи. Портрет написан масляными красками на крестьянском холсте размерами пятьдесят на восемьдесят сантиметров. С холста глядит плотный пожилой человек в возрасте около 55-60 лет в одежде не крестьянского покроя, с длинными, закинутыми за плечи черными волосами, такой же бородой, но с молодыми, устремленными вдаль задумчивыми глазами, держащий в правой полусогнутой руке книгу, на страницах которой виден текст, разобрать который было очень трудно. Портрет написан хорошо, сохранив краски, потемневшие от времени. В изображении автора рукописи было что-то иконописное, из чего можно заключить, что его писал не живописец или художник, а иконописец.

На вопрос – кем же написан портрет, братья в один голос ответили: «Сам дед Захар писал». Помолчав немного, один из братьев добавил: «Говорили, - дед смотрел в зеркало и со своего отражения в нем писал».

Две – три разрозненных книги, написанные Захаром Степановичем, все же нашлись у другого правнука – Колхозника из деревни Тихоновский – Константина Павловича Солоницына. Книги написаны на грубой и толстой бумаге на церковно-славянском языке очень красивым почерком с прямыми строками без каких-либо помарок и исправлений, с соблюдением правил орфографии и знаков препинания. Буквы написаны неслитно, а каждая в отдельности. Судя по пронумерованию страниц, каждая книга содержит по 100 – 150 листов. Все они религиозного содержания – в виде наставлений и поучений в духе христианской морали, где автор призывает людей к любви ближнего, помощи ему, братству и стремлению самосовершенствоваться. В них сквозит что-то свойственное масонству – религиозно – этическому течению, распространенному в XVIII веке среди привилегированных классов того времени.

В книгах имеются статьи толкования книг священного писания: «Бытия», Иоанна Златоуста и других, с ссылкой на авторов -  столпов православной церкви. Следует отметить, что некоторые буквы, например, «в» - написаны в начертании латинского алфавита, из чего можно заключить, что автор был знаком с ним. Чернила, изготовленные, по преданию, самим автором, пролежав около 150 лет, сохранились хорошо.

Тщательность письма, взятая вместе с его техникой, говорят о большом навыке и мастерстве автора. Невольно возникает вопрос – не был ли он в свое время переписчиком книг, когда отсутствовали типографии в ряде даже крупных административных центров?

Ознакомившись с книгами и их содержанием, нельзя не прийти к выводу, что автор получил очень хорошее по тому времени образование в стенах духовного учебного заведения на уровне не ниже среднего.

По рассказам потомков, Захар Степанович, будучи человеком своего века, под старость стал религиозным. Он построил в лесу близ деревни Зотово небольшую избу – келью, где он жил, писал и молился. Через лес им была проложена тропа на расстоянии около 4 верст в село Тоншаево, церковь, которого построена в 1811 году, куда Захар Степанович ходил молиться. Тропа долгое время слыла среди населения под названием – Захарова.

По словам потомков, Захар Степанович, как человек грамотный и отзывчивый, пользовался среди населения волости большим уважением. К нему нередко люди приходили за советом по самым разнообразным вопросам, уходя удовлетворенными. Но он не был святошей или ханжой.

В его книгах не было даже намека на годы, на протяжении которых он жил. Если принять во внимание возраст автора книг, определенный по портрету 55-60 лет, а также то, что он писал ещё гусиным пером (металлические перья стали выходить в употребление с XIX столетия) и что церковь в с. Тоншаево, куда он ходил молиться, построена ещё при его жизни, есть основание полагать, что Захар Степанович родился в начале второй половины XVIII столетия и умер в конце первой четверти XIX столетия.

В целях хотя бы некоторого представлении о содержании рукописи Захара Степановича, я познакомился с книгами – сборниками «Костромская сторона» выпусками I, II, III, IV, относящимися к 1890 – 1897 годам, изданными Костромской губернской ученой архивной комиссией. В статьях члена этой комиссии Д.П. Дементьева «Краткие сведения о Кажировской пустыне» и «Краткий очерк Шанского городища», помещенных в сборниках «Костромская сторона», имеется ряд ссылок на рукопись Захара Степановича. Д.П. Дементьев, называя рукопись «Ветлужский летописец», писал, что он «… в печати не появлялся, но все замечательные события Ветлужского края здесь вложены обстоятельно. Рукописная тетрадь была написана  Захаром Степановичем Солоницыным – крестьянина починка Зотово Тоншаевской волости. У нас в книге сохранились только выписки из Ветлужского летописца». (Краткий очерк).

 

Read more
Последнее обновление ( 03.05.24 13:14 )

Род Солоницыных PDF Печать Написать письмо
Написано Administrator
03.05.24 12:55

Захар Солоницын

Алексей Солоницын

Анатолий Солоницын

Николай Солоницын

Деревня Зотово

Read more
Последнее обновление ( 03.05.24 13:53 )


Четверг 02 Май 2024

Ступени истории PDF Печать Написать письмо
Написано Administrator
02.05.24 10:34

Ступени истории

 

В рамках проекта «Летописец и его потомки», победителя Первого грантового конкурса Президентского фонда культурных инициатив в 2024 году, прошло заключительное мероприятие - интерактивная интеллектуально-познавательная игра «Ступени истории».Для привлечения молодежной аудитории к изучению краеведческих материалов, на средства гранта был приобретен интерактивный стол. Во время игры стол использовался как обучающий, игровой и рабочий инструмент. Сенсорные возможности стола позволили организовать игровое поле по типу игры «Своя игра».

Вопросы игрового поля были составлены по материалам обзорной лекции о роде Солоницыных. Во время игры ребятам можно было воспользоваться материалами, расположенными на книжно-иллюстративной выставке «Помнить корни свои», экспозиции «Летописец и его потомки» и информационными буклетами. В игре участвовали 2 команды – учащиеся 8 «А» (классный руководитель Половинкина А.Л.) и 8 «Б» (классный  руководитель Глинкина Т. Н.) классов Тоншаевской СОШ. Игра состояла из 4 тем, которые включали вопросы по персоналиям: об основателе рода Захаре Солоницыне, актере Анатолии Солоницыне, писателе Алексее Солоницыне, краеведе Николае Солоницыне, и вопросы общего характера. По итогам игры определился победитель – команда 8 «А» класса. Ребята показали свои знания, находчивость, умение работать в команде. Всем участникам игры были вручены ценные призы.

 

Read more
Последнее обновление ( 02.05.24 10:42 )