Click on the slide!

Мудрые слова

«Занятия с книгами — юность питают, старость увеселяют, счастье украшают, в несчастии доставляют убежище и утешение»  

Click on the slide!

Мудрые слова

«Книга — великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться» А. Блок  

Click on the slide!

Мудрые слова

«Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась».А.И. Герцен  

Frontpage Slideshow (version 2.0.0) - Copyright © 2006-2008 by JoomlaWorks

snow by jsnowfall

авторизация

< Март 2024 >
П В С Ч П С В
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня60
mod_vvisit_counterВчера38
mod_vvisit_counterНа этой неделе98
mod_vvisit_counterНа прошлой неделе463
mod_vvisit_counterВ этом месяце1214
mod_vvisit_counterВ прошлом месяце42254
mod_vvisit_counterВсего826911

Сегодня: 2024-03-19 11:37

Погода

История Тоншаевской Центральной библиотеки

Вы можете с уверенностью сказать, когда впервые побывали в Центральной районной библиотеке, как называлась первая взятая Вами книга? А вспомнить сотрудника… Согласитесь, вопрос на тему «Библиотека в моей жизни» стоит того, чтобы о нём подумать! Для многих представителей старшего и среднего поколений – жителей Тоншаево - первой в жизни стала районная библиотека. Она заслуживает внимания ещё и потому что была самой первой в нашем районе.

Время создания библиотеки   

В конце XIX века большое значение придавалось внешкольному образованию. Чтобы ребенок не забывал, чему его учили в школе, уездное собрание Ветлужского уезда постановило открыть при управе книжный склад для народного чтения. Началось движение за открытие в школах и волостях народных библиотек – читален. Средства на книги выделяли земство, попечители школ, часть денег собирала местная интеллигенция и крестьяне.

            В начале XX века во всех земских школах работали библиотеки с выдачей книг населению на дом. Кроме этого, в уезде открылось девять земских бесплатных публичных библиотек – читален. Тоншаевская публичная библиотека – читальня начала свою работу в 1903 году и действовала до 1917 года.

1920 – 1940 года

 После установления советской власти в системе библиотечного обслуживания населения России произошли существенные изменения. Десятки тысяч публичных, церковных, сословных библиотек были запрещены и национализированы. Закрылась  публичная  библиотека - читальня и  с. Тоншаево. В  годы гражданской войны Советы, возглавляемые коммунистами, развернули кипучую работу по ликвидации неграмотности. В самых глубоких деревнях по вечерам собирались кружки ликбеза. За букварь садились и дети, и старики. При свете лучины, на старой оберточной бумаге или на бересте углем выводили первые корявые буквы и слова: «Мы не рабы, рабы не мы». Жадно читали газеты и политические брошюры, стремясь понять грандиозные перемены, происходящие в стране и в их собственной жизни. 1923 году в ноябре месяце по инициативе первых комсомольцев Чиркина Н. А. и Семенова А. М. вновь открылась Тоншаевская публичная библиотека.

Размещалась библиотека  в маленькой комнате, в здании бывших школьных мастерских. Заведующим библиотекой был Н. А. Чиркин. При вручении комсомольских билетов, каждому комсомольцу было дано поручение: собрать по десять книжек для библиотеки. Отвественным  за  сбор книг был Н. А. Чиркин.  

 
 Здание бывших школьных мастерских.  
 
В 1923 году размещалась Тоншаевская Центральная библиотека.

 На полках библиотеки появились сотни новых книг. Местная интеллигенция передала в библиотеку собрания сочинений Л. Н. Толстого,  Л. Андреева, Д. Лондона, И. Бунина, изданные как приложения к журналу «Нива». Много книг поступило из личной библиотеки старейшего учителя Е. В. Заборского. Учитель Тоншаевского училища Заборский Евгений Васильевич собрал у себя дома отличную библиотеку. Его книгами пользовались многие любители чтения. Библиотека Заборского стала основой для создания районной публичной библиотеки.

Комсомольцы были активными помощниками коммунистов во всех делах. По вечерам комсомольцы вели обучение неграмотных в кружках ликбеза. Каждую субботу комсомольцы занимались в кружке политграмоты. Изучали книги Маркса и Ленина, материалы партийных съездов, учились конспектировать и выступать с докладами. По воскресеньям драмкружок ставил спектакли и концерты для населения. Драмкружок ставил и серьезные вещи: пьесы Гоголя, Островского, Чехова. В их подготовке участвовала и Тоншаевская публичная библиотека. Молодежь района  проводили по деревням громкие читки газет, распространяли книжки и листовки, писали лозунги, обучали неграмотных.

        В 1930 году по призыву XVI съезда ВКП (б) начался культпоход в деревню. В нем участвовали все культурные силы села – учителя и медицинские работники, работники библиотеки и клуба, коммунисты и комсомольцы. Чтобы собрать средства для проведения культпоходов, организовали беспроигрышную лотерею. Были созданы культотряды и агитколлективы. Осенью 1930 года культарийцы двинулись в деревню. Участники похода ходили по домам, проводились беседы о санитарии и заразных болезнях. Культбригады ставили в деревнях концерты и спектакли, вели антирелигиозную пропаганду, распространяли книги, газеты, журналы. Во время культпохода было открыто несколько новых школ, медпунктов и изб – читален.

В работе Тоншаевской районной библиотеки нашли глубокое отражение такие события как XVI съезд ВКП (б), начало стахановского движения, принятие новой Конституции СССР 1936 года, челюскинская эпопея, высадка папанинцев на Северном полюсе, замечательные перелеты советских летчиков через Северный полюс в Америку, Пушкинский юбилей и празднование 20-летия Великого Октября.

Читатели библиотеки пристально следили за событиями в Испании, Германии, Китае. В эти годы для пропаганды произведений печати среди читателей широко использовались самые разнообразные формы и методы: чтения, беседы о прочитанных книгах, читательские конференции, литературно – музыкальные вечера, библиотечные плакаты, книжные выставки. Особое внимание уделялось использованию в работе с читателями рекомендательной библиографии, составлению картотек, библиографических указателей, планов и кругов чтения, программ чтения в помощь читателям.  В годы предвоенных пятилеток были достигнуты решающие успехи в культурной революции. Неузнаваемо изменился культурный облик села. Люди жадно тянулись к книге, к знаниям. В 1937 году в районе было 4 библиотеки, 3 клуба и 14 изб – читален. В 1940 году библиотеки были при всех клубах и избах – читальнях. Увеличивался книжный фонд библиотек, росло число читателей. В Тоншаевской районной библиотеке накануне войны было свыше 5000 книг и 1300 читателей. Заведующей библиотекой в то время была Поспелова Нина Пантелеевна. После окончания Борского библиотечного техникума в 1940 году пришла работать в Тоншаевскую районную библиотеку, на должность работника абонемента, Крюкова Евдокия Васильевна. Библиотека располагалась в здании клуба и занимала маленькую комнату. В библиотеке обслуживали взрослых читателей и детей. Евдокия Васильевна отвечала за работу с детьми. Каждый класс посещал библиотеку в определенный день.

 

 На снимке: слева Поспелова Н.П., справа Крюкова Е.В.

 Библиотека в годы Великой Отечественной войны

 

Как вспоминает Крюкова Евдокия Васильевна, которая пришла молодым специалистом в Тоншаевскую районную библиотеку накануне войны, в августе 1940 г. – « … библиотека находилась в здании клуба и занимала маленькую комнату. Обслуживали взрослых читателей и детей.  Заведующая библиотекой Нина Пантелеевна Поспелова тоже была молодой, энергичной, она координировала всю работу. Книжный фонд был небольшой и комплектовался через посылторг и местный книжный магазин». Великая Отечественная война осложнила комплектование фонда. Была резко сокращена издательская деятельность, перестали выходить многие журналы и газеты. Повсеместное распространение получили учебное пособие молодого бойца, листовки, плакаты. Одной из задач библиотеки в годы войны было обеспечение читателей оперативной информацией о военных действиях Красной Армии, об успехах тружеников тыла, особенного из своего района и области, систематически проводились политинформации, сообщались населению сводки Информбюро. Широко использовались наиболее гибкие и массовые формы продвижения литературы – читки, беседы, вечера вопросов и ответов, «Боевые листки», лозунги, плакаты и др. Огромное значение приобрела районная газета «Тоншаевский колхозник», выходившая все военные годы. У входа в библиотеку был оформлен специальный стенд, где ежедневно вывешивались вырезки из газет с информацией о боевых действиях  на фронте, по актуальным вопросам международной и внутренней жизни. Вывешивались также сводки Совинформбюро.  Кроме того, вырезки из газет использовались для составления библиотечных плакатов, например, таких: «Все ли ты сделал для фронта?», «Все на борьбу с фашизмом». Газетные вырезки собирались в тематические папки, альбомы, пользовавшиеся большим спросом у читателей. Газетный материал стал основным пособием для проведения чтений и бесед с читателями. Распространялись книжки – самоделки из опубликованных в газетах романов, повестей, пьес. В библиотеке в помощь всеобучу был создан военный уголок, в котором были собраны плакаты, наглядные пособия, альбомы, оформлялись книжные выставки, подборки военно-патриотической литературы, рекомендательные списки литературы: «Что читать будущему воину?», «Художественная литература о войне» и др.

Для того чтобы полнее удовлетворять нужды и запросы читателей, библиотекари усилили передвижную работу, книгоношество, организовали пропаганду книги  на фермах, в красных уголках, колхозах, гаражах. Массовая работа с книгой и периодическими изданиями  проводилась на призывных пунктах. Много внимания уделялось пропаганде литературы о героическом прошлом нашей родины, о военных действиях и подвигах на военных фронтах. Очень популярными были читательские конференции, лекции, обзоры и выставки литературы по темам: «Наши великие предки», «Борьба народа с иноземными захватчиками за национальную независимость», «Разгром немецких оккупантов под Москвой», «Победа наших войск под Сталинградом», «Битва на Курской дуге», «Битва за Берлин» и др. Широко популяризировалось среди читателей литература о партизанском движении в тылу врага, о подвигах военной разведки. Большим спросом пользовались статьи о героях Отечественной войны – Г. К. Жукове, И. Ф. Панфилове, Н. Ф. Гастелло, В. В. Талалихине, А. М. Матросове, А. И. Покрышкине, о героях – партизанах З. Космодемьянской, Е. Чайкиной, А. Чекалине, о героях подпольной организации «Молодая гвардия» и др. Широко распространялись среди читателей первые художественные произведения о войне – М. Шолохова, В. Гроссмана, А. Фадеева, А. Толстого, военно-публицистические произведения И. Эренбурга и др.  Литературы не хватало,  и поэтому к книгам относились очень бережно. Любимыми писателями были Л. Толстой,  А. Гайдар, Л. Леонов, Б. Горбатов. Поэты К. Симонов,  А. Сурков,  А. Твардовский и др.

В интересах читателей продлевались часы работы библиотеки. В учреждениях культуры было холодно, в библиотеке чернила замерзали, чтобы разогреть их, ставили на печку – буржуйку, которою топили сами библиотекари.

Великая Отечественная война явилась серьезной проверкой форм и методов библиотечной работы, способности вести ее в новой, труднейшей обстановке. Опыт оборонно-массовой работы в годы войны, умение библиотеки оперативно откликаться на злободневные вопросы современности могут служить и сейчас хорошим примером для библиотекарей в деле военно-патриотического воспитания молодежи.

Годы Великой Отечественной войны для библиотеки были периодом тяжелых испытаний. Читатели уходили  на фронт, другие работали, не покладая рук на полях и фермах, и у всех в душе был один лозунг «все для фронта, все для Победы!», поэтому на чтение не хватало времени. Но библиотека работала…

 Послевоенное десятилетие

После войны библиотека располагалась в районном Доме культуры и занимала всего одну комнату. 

 Здание районного Дома Культуры

 После победоносного окончания войны весь советский народ приступил к мирному созидательному труду. Новый, четвертый пятилетний план восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства СССР на 1946 – 1950 годы – в качестве основной хозяйственно-политической задачи выдвинул значительное повышение жизненного уровня народа. Предусматривалось восстановление и расширение сети начальных и средних школ, высших учебных заведений, осуществление всеобщего обязательного обучения, увеличение расходов на культурно – бытовые нужды трудящихся, строительство и развитие различных культурно-просветительных учреждений. Каждая эпоха накладывает свой отпечаток на состояние фонда, контингент читателей, содержание работы.

Чем интересовалась молодежь села? В круге чтения молодёжи на первом месте тогда стояла общественно – политическая литература, публицистика. Ей отводилась важная роль в формировании нового человека, созидателя коммунистического общества. Пользовались спросом книги о мировой политике и экономике, международном положении СССР, проблемах морали и воспитании. Чрезвычайно популярна была литература о Великой Отечественной войне – документальные повести, художественные произведения, мемуары: «За нами Москва» Я.Гранта, «В конце концов» Б. Полевого, воспоминания полководцев. Огромный читательский интерес вызывали материалы о годах индустриализации и коллективизации страны, о первых пятилетках: «Донбасс» Б. Горбатова, «Заря Колхиды» К. Лордкипанидзе.

В 1945 – 1948 годах партия и правительство приняли ряд решений, направленных на поднятие идейного уровня агитационно-просветительской работы в массах, на значительное оживление деятельности учреждений культуры.

Большое значение для развития библиотечного дела в стране имели мероприятия правительства по развитию издательского деятельности, сильно сократившейся во время войны. Увеличивается  с  каждым годом тираж выпускаемой литературы центральных, а главное местных издательств. Налаживается выпуск периодических изданий. Быстрый подъем издательской работы, создавал, таким образом, необходимые предпосылки для дальнейшего роста библиотечного фонда и обеспечивал библиотеки необходимой литературой. Если на начало войны книжный фонд районной библиотеки не превышал 10 тысяч единиц, то к 1950 году он составлял около 15 тысяч книг, не включая газет и журналов. Планом была поставлена задача пополнить библиотечные фонды сельских библиотек до 3-х тысяч томов, районных до 10 тысяч, что, и было сделано!

По инициативе общественных организаций, и в первую очередь комсомолом, в послевоенные период проводился массовый сбор книг для  сельских и колхозных библиотек, как это было в 20-е годы, когда по инициативе комсомольцев создавалась библиотека в с. Тоншаево.

Большим событием в жизни и развитии библиотек стало Всероссийское совещание библиотечных работников (март 1948г.). На котором говорилось о роли рекомендательной библиографии в руководстве чтением и самообразовании читателей. Кроме того, поднимались и обсуждались вопросы о подготовке библиотечных работников (их катастрофически не хватало), о единой библиотечной классификации книг для различных групп  библиотек (городских, районных, сельских), о создании качественных каталогов в каждой библиотеке.

С приходом в Тоншаевскую районную библиотеку квалифицированных кадров в начале 50-х годов, изменился характер работы библиотеки. Заведующей стала молодая, энергичная женщина, приехавшая из г. Горького - Зоя Сивохина, студентка-заочница МГИКа. Она пригласила на работу Буракову И.И., которая тут же поступила учиться заочно в Горьковское КПШ, а главное с большим желанием работать в библиотеке и овладевать всеми библиотечными навыками. Именно ею были созданы алфавитный и систематический каталоги в  районной библиотеке, а когда спустя пару лет Буракова И. И.  стала сама заведовать  библиотекой, каталоги стали составляться в сельских и колхозных библиотеках  района. Она лично занялась комплектованием фонда, в чем также добилась большого успеха. Надо отметить еще раз, что финансирование библиотек с каждым годом увеличивалось.

Большое внимание уделялось развитию сельского хозяйства, в это время шло укрепление колхозов, появлялись первые совхозы (Ошминский). Появилась в районе РТС (ремонтно – тракторная станция), позднее МТС. Освоение новых технологий вызвали повышение спроса  на техническую, сельскохозяйственную и экономическую литературу. В составе читателей появилась новая группа – ИТР (инженерно-технические работники). С каждым годом увеличивается фонд технической и с\х литературы, но на первом месте  остается преобладание  общественно-политической и художественной литературы, как в фонде, так и в выдаче читателям.

В массовой работе все еще преобладает лекционная пропаганда литературы, громкие читки, беседы у книжных полок, обсуждение прочитанных книг и статей. Новой формой работы становятся читательские конференции. Растет активность читателей, особенно  среди сельской интеллигенции: учителей, врачей. Они принимают участие  в проведении дискуссий среди читателей, наряду с библиотекарями прививают культуру чтения.

Поступало много новых книг в районную библиотеку, фонд быстро увеличивался. И, конечно, остро встал вопрос о строительстве типового здания для районной библиотеки. Занимаемая одна комната при доме культуры, стала совсем мала. Тем более детское отделение было тут же, и по-прежнему работали два человека: на абонементе для взрослых читателей и детском абонементе. Типовое здание библиотеки было построено! Открытие его состоялось в марте 1956 года. С его открытием решился вопрос с детской библиотекой – она стала первой самостоятельной библиотекой для детей в районе. Был решен и кадровый вопрос. В районной библиотеке работали: Буракова И.И. – заведующая; Барышева А.П.- зав. передвижным отделом; Язина А.Т. – работник абонемента. Все трое имели специальное библиотечное образование. В детской библиотеке работала Евстропова Анна Гавриловна. 

С открытием библиотеки в районе начался  новый этап ее развития!

 1956 – 1976 года

 Открытие библиотеки 11 марта 1956 года

 Вторая  половина 50-х, 60 – 70 – е годы период наиболее динамичного развития библиотек, время, когда необыкновенно возрос  их авторитет среди читающей публики.

Качественный состав кадров по сравнению с 30-ми годами неизмеримо возрос. Штат пополнился прекрасными специалистами, творческими людьми. Это - Буракова Идея Ильинична, Смирнова Серафима  Васильевна, Барышева Александровна, Попова Александра (заведующая после Бураковой), Соколова Валентина.

Буракова Идея Ильинична – молодая, энергичная, образованная. Она закончила заочно Борский  библиотечный техникум, имея 3-х маленьких детей. Закончила московский институт культуры в  1970 году.  Благодаря Идее Ильиничне в библиотеке появляются качественные каталоги. Смирнова Серафима  Васильевна  создала профессиональную картотеку газетно – журнальных статей, краеведческую картотеку, сформировала фонд читального зала.

Главным ориентиром в работе библиотек Горьковской области были постановления Совета Министров РСФСР «О мерах по укреплению районных и сельских библиотек», принятые в 1947 и 1951 годах. Они поставили задачи укрепления сети библиотек, улучшения библиотечного обслуживания райцентров и сел, вовлечения в число читателей рабочих, колхозников, сельской интеллигенции. Усиленно занимались вопросами библиотечного обслуживании сельского населения. Но надо прямо сказать, что развитие передвижной работы, книгоношества, организация подворных обходов с целью привлечения к чтению наибольшего числа грамотных жителей требовали от библиотекарей, если не героических усилий, то, во всяком случае, большого энтузиазма. Общественный транспорт был развит слабо, во многие деревни не было благоустроенных дорог. Что оставалось? Летом – велосипед, зимой – санки. Нагрузившись книгами, отправлялись библиотекари в отдаленные села.

«… Значительно увеличить массовую работу в передвижках. До конца года провести в каждой передвижке не менее одного коллективного обсуждения книги, лучше сельскохозяйственной.

       К концу 1957 года иметь списки семей по всем населенным пунктам, обслуживаемыми передвижками районной библиотеки. Привлечь к этому делу самих  передвижников»

(выписка из книги выводов и предложений областных методистов от 31 марта 1957 года.)

На основе списков семей  появилось картотеки семей. Стал составляться план библиотечного обслуживания. Первый план библиотечного обслуживания был составлен и отправлен в областную библиотеку до 5 июля 1958 года.

В конце 50-х годов в библиотеке не было открытого доступа к фондам. Существовали ящики свободного выбора литературы.  На абонементе Тоншаевской районной библиотеки открытый доступ к книжным фондам введен с 20 ноября 1959 года, в читальном зале с 10 сентября 1959 года. Открытый доступ   к книжным фондам введен согласно установленного плана размещения стеллажей и другого библиотечного оборудования. В работе использовалась брошюра «За открытый доступ к книжным фондам». В читальном зале формируется справочно – библиографический аппарат. Заводятся книги учета справок, выполняемых библиотекой. В фонд справочного аппарата взяты  Ленинские сборники  из фонда хранения. В 1958 году формуляры читального зала хранятся отдельно от формуляров читателей абонемента. Учет читателей и книговыдач тоже ведется отдельно. В 1967 году в читальном зале справочная литература выделяется отдельно.

Основным лозунгом работы библиотеки к концу 50-х годов – было доведение книги до каждой семьи с целью значительного улучшения работы  по организации библиотечного обслуживания. Методисты областной библиотеки особое внимание уделяли этой теме. Районной библиотеке давались рекомендации «…только по с. Тоншаево не привлечено к чтению книг из 169 читающих семей и обслужено всего 86 % семей» Библиотекари ходили   по домам, предлагали книги по различным темам: гигиене, питанию, сельскому хозяйству, естественно, книги  общественно – политического характера. Это делалось для того, чтобы люди читали, были в курсе политических событий своей страны, расширяли кругозор. Жизнь менялась, менялись и потребности людей. Итогом такой работы стало повышение культуры населения.

Большое значение для развития библиотеки в соответствии с новыми историческими задачами имело постановление ЦК КПСС «О  состоянии и мерах улучшения библиотечного дела в стране» (сентябрь 1959 года), наметившее развернутую программу библиотечного строительства. В это время библиотеки улучшали работу, превращались в «действительные центры массовой пропаганды политических, общеобразовательных, научно – технических, сельскохозяйственных и профессиональных знаний, в опорные пункты партийных организаций по коммунистическому воспитанию трудящихся. Постановление призывало библиотечных работников более полно использовать книгу в совершенствовании и формировании эстетических вкусов рабочих, колхозников и интеллигенции, помогать трудящимся овладевать новейшими достижениями науки, техники, передовыми методами труда. Большое внимание обращалось на улучшение снабжения библиотек произведениями печати, обеспечением профильного комплектования. В это время работники библиотеки сами прорабатывали тематические планы комплектования, такие как «Колос», «Политиздат», «Советский писатель». На  первое место начинает выходить пропаганда библиографических знаний.

В течение года составлялись тематические картотеки, которые приурочивались к определенным датам. Например, «Моральный кодекс строителей коммунизма», «К 40-летию Великой Октябрьской Социалистической революции», «Шестой Всемирный фестиваль молодежи в Москве», «Наш район в шестой пятилетке».

В начале 60-х годов появляются новые формы работы: например, отчет библиотеки перед населением, появляется актив библиотеки из числа интеллигенции. На собрании заслушивался отчет библиотечного совета, и каждый год переизбирался новый актив. В конце 60-х в районной библиотеке появилась генеральная систематическая картотека журнальных и газетных статей. Создала ее Смирнова Серафима Васильевна.

В 1964 году библиотеке было предложено организовать 2 библиотеки на общественных началах. С этого года началась активная работа по привлечению общественности к работе библиотек. В 1965 году в районной библиотеке появился четвертый специалист: заведующий читального зала  Куликова Людмила Александровна, выпускница Борского училища, которая возглавила в дальнейшем Шахунскую ЦБС. А на селе специалистов по – прежнему не хватало. Была большая текучесть кадров. Работникам районной библиотеки приходилось оказывать методическую помощь сельским библиотекарям. Организуются выезды на село. На местах оказывают  не только методическую, но и  практическую помощь. Значительное место занимает помощь библиотекам в работе с сельскохозяйственной литературой, так как район наш сельскохозяйственный. В рабочей комнате оформлен методический уголок библиотекаря. Сельским библиотекарям помогают в организации открытого доступа. Каждый работник раз в квартал выезжает на село. За каждым из них закреплены определенные сельские библиотеки.

«…С целью  оказания практической помощи наиболее отсталым библиотекам Б.-Ашкатской, Кувербской,  Щербатской, закрепленными за ними товарищам посещать эти библиотеки не реже раз в квартал»

(выписка из книги выводов и предложений областных методистов от 31 марта 1957 года.)

В рекомендательных планах на 1967 год, есть такие указания – довести книгу до 44 населенных пунктов, где нет передвижек или пунктов выдачи. То есть библиотечная работа набирает обороты, и задание для библиотекарей Тоншаевской районной библиотеки – довести  книгу не только до каждой читающей семьи, но и  до каждого грамотного человека.

В этом же году библиотека принимает участие в смотре библиотек в честь 50-летия Великой Октябрьской революции.

Библиотека обращает свое внимание на молодежь. Перед библиотекой ставится задача – превращать в практику девиз «Каждой книге – свой адрес». Оформлен стеллаж «В помощь учебным программам». Практиковались проведения диспутов, вечеров вопросов и ответов и другие интересные формы массовой работы. В работе библиотеки есть место новаторству. Информирование специалистов происходит с помощью районной газеты «Тоншаевский колхозник», радио, почтовых извещений. Библиотека начала работать с краеведческой литературой. В 1967 году библиотека начинает подготовку к участию в областной творческой конференции по краеведению. В начале семидесятых  работа по краеведению занимает особое место в работе районной библиотеки. Широкое распространение получают передачи по местному радио. Специалисты районной библиотеки выступают раз в квартал. Темы различны:  «Имена на поверке» - о молодых поэтах – фронтовиках, устные журналы, обзоры серии «Пламенные революционеры». Очень много информации передается по сельскохозяйственной литературе.

70-е годы – накал  библиотечной работы, самый активный период деятельности библиотеки. Каждый год активизировалась работа с читателями. Библиотека тесно сотрудничает с областным союзом писателей (г. Горький) организуются встречи с писателями и поэтами Горьковской области.

1969 год – встреча  поэта Александра Люкина и местной интеллигенции. В результате этой встречи, он подарил сборник своих стихов «Судьбы» с автографом.  

В разное время в районной библиотеке побывали – поэт – сатирик Михаил Сточик,  подарил сборник стихов «Откуда дровишки…» с дарственной надписью, прозаик Николаев Валентин Арсеньевич подарил с дарственной надписью повесть «Верховья», В. Шамшурин, Ю. Андрианов.

В 1975 году районная библиотека получает библиобус – автобус марки «Кубанец»

Коллегия Министерства культуры СССР в постановлении от 7 июня 1974г. «О мерах по выполнению постановления ЦУ КПСС «О повышении роли библиотек в коммунистическом воспитании трудящихся и научно техническом прогрессе» обязала, органы культуры оказать содействие библиотекам разных ведомств, в проведении централизации, создании отраслевых и межведомственных систем, добиваясь их взаимодействия. Началась Централизация массовых библиотек.